G October 1997
Множество лиц Шах Рукх Кхана
Ryan Srephen
Он как идеальный трехчасовой коммерческий фильм. Полностью упакованный всеми ингредиентами, которые составляют артиста. Он смешит вас, делает задумчивым. Его живое, выразительное лицо заставляет ваши глаза прилипать к нему. Он разговаривает сильно жестикулируя. Его вибрирующая энергия заразительна. Он говорит со скоростью света. Он совершенно очаровывает Вас! И согласно его обещанию, вы не останетесь разочарованными после встречи с ним. Вы обязательно получите большое удовольствие. Как я получал его во время этого часового разговора с … Шах Рукх Кханом!
Каково Ваше состояние души в настоящее время?
В настоящее время я немного уставший. Потому что вчера из-за дождя и последовавшей из-за этого пробки я застрял на 10 часов в своей машине. С другой стороны - я счастлив. Я рад тому факту, что сегодня закончил рабочий день раньше. И вообще прохожу приятную фазу в моей жизни. Я спокоен, хладнокровен и сохраняю самообладание. Я радуюсь рождению моего ребенка. Все кажется идет как по маслу и жизнь выглядит в розовом свете! [Смеется]
У Вас есть чувство, что с Вашего начального периода в кино Вы стали выдержаннее?
Выдержаннее? Каким образом?
В отношении того, как Вы обходитесь с СМИ. Вы больше не так грубы и нетерпеливы, как были в начале. Согласны?
Прямо сейчас у меня был спор (стычка) кое с кем.
Но Вы сегодня больше не поднимаете руки на кого-либо. По крайней мере, в последнее время ничего не слышали или не читали о подобных инцидентах!
Только что я почти ударил этого человека! Я не стал уравновешеннее. Я все еще вне себя от ярости. Там во мне огонь. Да, верно, я более в согласии с работой, которую я делаю и людьми, с которыми работаю. Но определенные факторы, связанные с работой, могут иногда выводить вас из себя…
Ваша интенсивность уменьшилась?
Не думаю. Вы так полагаете, потому что всегда видели меня уставшего или, возможно, прошло слишком много времени с тех пор, как я накричал (прикрикнул) на Вас! [Смеется] Я думаю, люди сторонятся меня!
Мысль об отцовстве изменила Вас?
Нет, я все еще не могу индентифицировать себя с тем фактом, что стану отцом. Я радуюсь моему ребенку; это как новая игрушка, новая премьера, новый автомобиль, новый дом, новая пара джинс или обуви. Я ни в коем случае не умаляю значение, статус ребенка. Предполагаю, я просто узнаю, как хорош я буду в качестве отца, и как это изменит меня как человека, после того, как ребенок родится.
Вы нервничаете или обеспокоены?
Нет, я ни нервничаю, ни обеспокоен. Я люблю детей и убежден в том, что у меня будет чудесный ребенок, и я буду таким же чудесным отцом.
Всякий раз, когда в этой отрасли актер вступает в отношения или становится отцом, говорят, что это вредит его популярности. Вы согласны с этим утверждением?
Нет, они говорили мне это, когда я женился. Я думаю, что моя популярность с 91 года не уменьшилась, она только выросла. Брак был хорош для меня, ребенок будет еще лучше.
Как Вам работалось с Мани Ратнамом? Вы как раз закончили двадцатидневный съемочный план с ним.
Он удивительный человек, настоящий джентельмен, как и мои другие кинематографисты Рамеш Сиппи, Раджив Мехра, Яш-джи и Адитья Чопра. Эти люди уважают Вас как человека и как актера. Я не должен говорить, какой великолепный режиссер Мани. В первые годы после того, как вы пришли в кино, вы не знаете, куда вы идете как актер и потом вдруг открываете себя. Думаю, я сделал это в процессе создания многих фильмов. Каждый актер достигает фазы, когда он хочет делать определенный вид кино. Думаю, что через шесть лет я нашел у Мани Ратнама тот вид кино, который я хочу делать. Я люблю его манеру снимать фильмы. И я говорю это не только после созерцания его картин, но и на основании работы с ним. Мани - именно тот человек, который нужен и даже больше.
Эти съемки с Мани изменили Ваше представление об актерстве?
Я не надмененн, когда говорю: я знаю все виды актерства. Поэтому я работал с людьми от Мани Каула до Мани Ратнама. И они все подходяи к концу фильма и говорят «Вы хороший актер». Никто никогда не говорил мне, что я плох. Кроме Кундана Шаха (реж. «Сезона любви»). Но если он говорит, что вы плохи, это самый большой комплимент, который можно получить! [Смеется] Я действительно знаю, какую форму актерства я должен принять, когда и с кем. Я могу отбарабанить мою роль, а могу быть навязчивым. Да, есть новый аспект актерства, который я пробую с Мани, и который он, конечно, представил мне.
Субхаш Гхай сказал недавно в интервью, что Вы как ребенок, которого нужно контролировать. Вы согласны с ним?
Я одного и того же мнения со всеми моими режиссерами. Я работал с ним и считаю, если у него есть это чувство, значит, это так.
Субхаш и Вы, кажется, имели много проблем во время производства «Pardes».
Многие люди говорили со мной об этом, но это не верно. Я говорил с ним, но не смог встретиться, потому что он перенес большое давление.
Но если просматривать его интервью, там есть тонкий намек (указание) на проблему между Вами обоими.
Есть что? Я не знаю этого. Я не читал его интервью.
Как идет «Pardes» (в прокате) ?
Довольно стабильно.
«Yes Boss» был не успешен в дали от крупных городов.
[Перебивает] Я хотел бы считать, что фильм - повсюду большой хит. В то время как Вам интересно посмотреть, где фильм прокатился не хорошо, мне интересно увидеть, где он хорошо прошел.
Но он будет считаться городским фильмом. Он не подействовал на массы…
[Перебивает снова] Что значит - городской фильм? Идите на улицу и спросите, какой фильм им понравился больше всего, это - «Yes Boss». Люди на улице – это массы или нет?
Коммерчески «Yes Boss» получил по всему миру удивительные обороты. На шестой неделе доходы были повсюду 85 %, это хорошо. Разве что, в Индоре и Бхиванди он не был успешен. И да, в Лондоне и Америке он больший хит, чем какой-либо другой из моих хитов. Люди называют «Yes Boss» городским фильмом, потому что он пришелся по душе среднему классу. Он моралистический, не регрессивный. Многие люди говорили нам, изменить название, потому что он не станет успешен в глубине страны. Он не задумывался как фильм для глубинки. Им был «Koyla», но он ни в городах, ни в дали от них не прокатился хорошо. Он сделал деньги, но это не единственный критерий.
Многим людям «Yes Boss» не понравился…
[Прерывает] Это довольно удивительно, потому что все, кто мне встречались, говорили, что они любят этот фильм больше, чем какой-либо другой из моих фильмов. Я не получил ни одного недоброжелательного ответа, кроме фрика одного из специальных жураналов, который спросил меня «Как герой фильма может быть сводником?» Я был шокирован, когда услышал, что люди интерпретировали мою роль как роль сводника. Уже тот прием, что герой в «Yes Boss» сутенер, это - характер! Кто сказал, что герой не может быть сутенером? Я сбрасывал женщину с крыши дома! Думаю, по сравнению с этим, не так уж и скверно быть сутенером!
Вам нравится «Yes Boss» ?
Мне он понравился, но «Koyla» я полюбил больше. Девяносто процентов людей, встретившихся мне, сказали, что им не понравился «Koyla» , но я люблю его. Потому что для меня как актера это было опытом иного рода. Ничего (трудного, нового) не было в вопросе исполнения роли в «Yes Boss».
Вам понравился «Pardes» ?
Я не видел фильма. Я был в Ладакхе, когда была его премьера, и еще не имел шанса увидеть его.
Создается впечатление, что Вы как актер предпочитаете фильмы вроде «Kabhi Haan Kabhi Naa» и «Yes Boss». Правда, что Вы делаете такие фильмы, как «Pardes» и «Koyla» только потому, что они те, которые приносят Вам настоящую славу и коммерчески рентабельны?
«Baazigar», «Kabhi Haan Kabhi Naa», «DDLJ» и «Yes Boss» были коммерчески не рентабельны, но я делал их. И они приносили мне имя и славу. «Karan Arjun» был коммерчески рентабельным, но он подарил мне не много репутации и славы. [Смеется] Да, фильм был в порядке!
Почему Вы это говорите?
Потому что было не много чего делать. Это было главным проклятием фильма. Мне не нравилась роль Арджуна. Кроме того, фильм был слишком длинным и охватывал настолько много вещей, что не было достаточно времени, чтобы создать персонажи вроде Виру и Джея, как в «Месть и закон», где один из персонажей был сильным и спокойным, а второй жизнерадостным. Я знал, что жизнерадостная часть закончится с “Jaati hoon main”. Фильм был больше, чем персонажи. Очень редко наталкиваются на великолепный фильм, с такими же великолепными характерами. Я даже говорил постоянно Ракеш-джи: «Почему я снимаюсь в этом фильме? Любой бы мог сделать это». Все объясняется тем, что я верил, что это, тем не менее, было бы таким большим, что стало бы успешным. «Karan Arjun» не способствовал ни моему развитию, ни был обучающим опытом. С «Koyla» я учился оставаться безмолвным и поднимать тяжести.
Люди нашли фильм крайне вульгарным. Что, по Вашему мнению, не удалось?
Я не знаю, почему он провалился. Я не думал, что он будет вульгарным. Я был не вульгарен в фильме, хотя относительно его продолжительности у меня была маленькая роль. Иногда люди не видят шутки, а только пошлость. Я тоже отпускаю грязные шутки, Вы можете назвать меня пошлым или невоспитанным. Я считаю «Koyla» невоспитанным. Я думаю, персонаж Амриша Пури очень нелеп, но все же мил. Но не считаю, что это причина для осечки фильма. «Koyla» вообщем и целом не сработал по причинам, которые мне и Ракешу Рошану не известны. Однако, он снова окупил свои средства. Это было слишком большим фильмом, чтобы потерять деньги.
Вы любите играть роли, включающие ношение театральных костюмов…
Нет, нет, нет… Действительно, нет. Это для разнообразия. В «Duplicate» у меня было семь переодеваний. Мы пытались мэйк-апом создать различные образы.
Вы охотно меняетесь?
А кто нет? Я делал «KHKH», «DDLJ», «Dil To Pagal Hai», «Yes Boss» … искренние любовные истории, которые дадут мне бессмертие как актеру, потому что они все без исключения были успешными. Я знаю, что относительно персонажа, я могу прилично делать и экшн-фильмы. Как я сделал это в «Koyla». Я поджег все мое тело. Ни один актер в сцене не поджигал свое тело и бегал потом. Это добавляет персонажам, которых я играю, что-то иное…
Выполнение трюков самому дает Вам значительность? Недавно Вы дважды поранились.
Да, но едва ли это можно назвать ранением. [Улыбается] Нет, трюки не делают меня великим, важным. Но почему я не должен их делать?
Стоит ли, идти на такой отчаянный риск?
Конечно, я покажу моему ребенку «Koyla» и скажу ему, что дом, в котором он живет и автомобиль, в котором он ездит, все это есть, потому что я поджигал себя. [Делает паузу, чтобы подумать] Я знал парня, Хайдера Али, актера. Он играл в телесериале «Circus» укротителя львов. Во время съемки он должен был зайти в клетку со львами. Ни один актер не сделал бы это. [Радж Капур сделал это со связанными тиграми]. Когда Хайдер увидел львов, он сказал, что хотел отвязать их. Когда все спросили его, зачем он шел на такой большой риск, он ответил: «Когда моя дочь завтра посмотрит это, она будет поражена увидеть своего отца со львами. Я хочу, чтобы она гордилась мной. Она не должна быть впечатлена неоправдано». Это безрассудно, необдуманно и глупо, но все же, я думаю, что это чудесно.
Как реагирует Гори на Ваши рискованные трюки?
Я ранился дома больше, чем во время съемки моих трюков! [Смеется] Весь смысл, рисковать и повредить себе что-нибудь во время трюка теряется, потому что это никогда не оценят. Я знаю, что Гори отколотит меня!
Критики всегда отмечают Вас как плохого актера, и Вы принимаете это. Почему Вы снисходительны здесь? Это - защитный механизм, или очень тяжело считать критику объективной?
[Зажигает сигарету] Это было самой удачной формой актерства, так почему я не должен был поддерживать это? Я полностью верю в это, если бы не верил, я не стал бы следовать за этим. Я призываю каждого актера в стране, сделать половину того, что я делаю. Я не надменен или высокопарен. Я не могу играть спустя рукава. Вы видели «Pardes»? Я считаю это скучным. Я буду плохо играть, если я израсходовал всю энергию и сумасбродство. Если жизнь - это значит играть по норме, я никогда не буду делать этого. Не существует никаких ABC (азбуки) актерства, нет так называемого преувеличения. 99 процентов людей говорят мне, что я очень хорошо играл в «Yes Boss» и один процент говорит, что я им больше понравился в «Pardes». Я нравлюсь себе в «Yes Boss». И этот один процент не может убедить меня в том, что я лучше в «Pardes», а я не могу убедить их, что я лучше в «Yes Boss». У разных людей – разны восприятия. Когда я делал «Ram Jaane», он был определен как фильм для прожженных деток и никого иного. Разумеется, для какого-нибудь фильма Мани Каула я играл бы по-другому. И если Вам не нравится мой стиль игры, не смотрите мои фильмы! [Улыбается]
Вы продолжаете пробираться через неуверенность?
Да, мы все чувствуем себя неуверенно, время от времени. Вы тоже должны быть неуверены относительно Вашей статьи.
Если бы Вы находились в студии с несколькими звездами, и журналисты останавливались, чтобы посетить их, в Вас вселилась бы неуверенность?
Это их проигрыш, если они не знают меня. [Улыбается] У любого, кто увидит меня и уходит, не встретив, плохой день. Почему я должен был быть неуверен? Если Вы меня встретите, я рассмешу Вас, развлеку и позабочусь о том, чтобы у Вас был прекрасный день. Но такого никогда не случается, чтобы люди не хотели со мной встретиться. Это произойдет, если я буду в самом низу, совершенно конченый, до тех пор, пока я не сделаю камбэк.
Мстительно вернетесь?
Нет, не мстительно… [Усмехается] Люди любят Вас, когда Вы внизу и ненавидят, когда Вы наверху.
Недавно Вы давали интервью на Би-Би-Си. Это было Ваше самое честное интервью…
Я очень испугался. Мне стали говорить, что это мое самое честное интервью. Я не видел его. Я что снова рассердил кого-то? [Смеется]
Вы всегда так честны во всех своих интервью?
Я честен, но чтобы я ни говорил, СМИ всегда передают неверно. Они подчеркивают разобщенную цитату, что меня совсем доканывает. Я выхожу хвастуном (пустозвоном). Если я выступаю на телевидении, я могу выражать, что я чувствую. Тогда как печатные СМИ никогда не могут показать, как я говорю, какое было у меня выражение лица, в то время как я говорил с Вами. И все интересные части все время удаляются. Я не опровергаю ни одно из моих заявлений. Мне все равно. Если Вы как автор не можете хорошо представить мое интервью, это отразиться на Вас.
Вас беспокоит, если люди плохо говорят о Вас?
Важно, что они не отвергают меня. Было время, когда я хотел, чтобы все любили меня. Мне безразлично, если люди брюзжат обо мне за моей спиной. Даже я делаю это! Такова человеческая природа. [Улыбается]
Как много в Ваших интервью от актера и сколько от настоящего человека?
Я всегда был таким. Я поделюсь с вами тем, чем я еще ни с кем не делился. Есть два способа быть приватным – первый – это способ Греты Гарбо, вызывающий дальнейшее любопытство. Другой – притворяться Вам, очень открытым и давать совершенно фальшивую версию того, кто Вы есть. Никто не любопытствует о моей частной жизни, потому что они думают, что я очень открыт. Но правда в том, что есть часть моей личной жизни, которую никогда не смогут обнаружить. И я скрыл это не как загадочная Рекха или Грета Гарбо. Я, действительно, не хотел бы, чтобы кто-то знал, какой я настоящий.
Почему?
Никому не нравится, чтобы все знали, какой вы на самом деле. И я скрыл настоящее Я под этим прикрытием веселого, открытого, разговорчивого персонажа. Я думаю, это лучший способ быть приватным.
И напоследок, Вы играете и с друзьями?
Нет, я всегда был таким. Я постоянно развлекаю людей. Если Вы меня спросите, артист ли я, потому что я актер, я сказал бы, что я актер, потому что я всегда был артистом. Я не скажу, что мое общество самое веселое. Я не всегда центр вечеринки, разве что, я всех знаю. Если 10 человек, которые меня знают, выходят со мной, они великолепно проведут время, потому что я буду острить, шутить, рассмешу их и хорошо развлеку. Я вспоминаю о том, что мой отец имел привычку называть меня Brahmachari*. Младший брат моего отца был настоящим сумасшедшим. В то время как семья боролась за независимость, он танцевал, организовывал nautankis (региональная форма индийского театра в северной Индии**) и инсценировал шоу и уличный театр. Он неожиданно переодевался в сари, как дама, и ужинал. Когда я был маленьким, отец часто называл меня этим именем и говорил: «Ты как мой брат, nautanki». Отец приходил домой, включал радио и говорил «naach» (танцуй). И тогда я танцевал как девчонка и всех развлекал. Иногда я читал стихотворения. Мои друзья постоянно спрашивали меня: «Не тяжело, все время смешить людей?» А мой ответ: «В тот день, когда для меня станет тяжелым, смешить людей, я перестану быть актером».
---------------------------------------------------------------
* Брахмачари означает «студент», человек практикующий брахмачарью – контролирование чувств, сексуальных желаний, подчинение ума, чистота мыслей.
Брахмачари - это человек, который дал обет безбрачия, целомудрия. Так же может называться и духовный искатель, принявший какую-либо религию, но еще не давший обета. (Брахмачарья - одна из четырёх ступеней духовного развития в индуизме, йоге).
В широком смысле это можно, наверное, понимать как холостяк, человек, связавший свою жизнь вместо брака с какими-то духовными попыткам, практиками, высокими целями. Cool
** Nautanki – одна из разновидностей индийского народного театра, распространненая в северной Индии. Обычно представление nautanki представляло собой фольклорные сюжеты и мифологические драмы с большим количеством интерлюдий в виде народных танцев и песен. До появления кино, она была самой популярной формой развлечения.
Перевод Jyot, для форума Индия ТВ