Начало карьеры
После окончания школы в Смирне Джулия поступила в Университет штата Джорджия и решила переехать в Нью-Йорк к сестре, чтобы попробовать себя в кино. В Нью-Йорке она подписала контракт с модельным агентством «Click» и начала посещать курсы актёрского искусства.
В Нью-Йорке Робертс, помимо уроков актёрства, занималась тренировкой своего произношения: южный акцент никогда не приветствовался в кино. Вскоре, правда, она забросила посещения актёрского курса, потому что не находила его достаточно эффективным. После многочисленных прослушиваний и проб к фильмам Джули (теперь уже Джулия — Робертс была вынуждена изменить своё имя при вступлении в Гильдию актёров США, так как там уже состояла в членстве актриса по имени Джули Робертс) получила крохотную роль в фильме «Пожарная служба»: её появление на экране продолжительностью 15 секунд было единственным, что может теперь заинтересовать в этой неудачной комедии 1986 года.
Чуть позже Робертс получает приглашение от своего брата Эрика, тогда уже популярного актёра, сняться в небольшой роли его сестры в боевике «Кроваво-красное», который, однако, целых три года ждал своего выхода на экраны. В это время Джулия сыграла в нескольких картинах. В «Удовлетворении» она изображала девушку, участвующую в рок-группе (Робертс для роли научилась играть на ударных и бас-гитаре); в том же 1987 году Джулия Робертс соглашается на роль в комедии «Мистическая пицца», для которой ей пришлось перекрасить свои русые волосы в рыжий цвет (ставший впоследствии одним из её фирменных знаков). За эту картину Робертс заработала 50 000 долларов.
Но уже следующая роль Джулии Робертс заставляет критиков и зрителей говорить о ней как об одной из самых многообещающих актрис Америки. В результате заболевания менингитом Джулия переезжает на лечение в пригород Лос-Анджелеса Санта-Монику. Близость Голливуда облегчает поиск ролей, и Робертс получает второстепенную, но сюжетообразующую роль Шелби Лэтчери, больной диабетом девушки, готовящейся сыграть свою свадьбу, в фильме «Стальные магнолии». Фильм становится большим прокатным хитом, собрав более 80 миллионов долларов в американских кинтеатрах, а Робертс выигрывает «Золотой глобус» и номинируется на премию «Оскар» в категории «Лучшая актриса второго плана».
Прорыв и признание
Картина «Стальные магнолии» вышла на экраны США в конце 1989 года в «предоскаровский сезон»; Джулия в это время заканчивала своё участие на съёмках фильма с рабочим названием «$3000», названного так по той сумме денег, которую обещал богатый бизнесмен проститутке за проведённую с ним неделю. Главной звездой фильма был популярный актёр Ричард Гир; продюсеры хотели известное имя и на роль проститутки Вивьен Уорд, однако режиссёр Гарри Маршалл убедил их взять Джулию Робертс. Актриса за эту роль получила чек на 300 000 долларов. Первоначальный вариант фильма не предполагал хэппи-энда: изначально планировалось, что Вивьен будет наркоманкой, а условием Эдварда Луиса станет требование неделю воздерживаться от дозы; в конце концов Эдвард вышвыривает Вивьен из машины и уезжает, а в финальной сцене она с подругой едет в автобусе в Диснейленд — мечту своего детства.
Однако после громкого успеха Джулии Робертс со «Стальными магнолиями», сделавшими из неё узнаваемую актрису, Маршалл решил удалить все самые мрачные сцены и переснять финал фильма. Исчезло и название «$3000»: картина теперь называлась «Красотка», по знаменитой песне Роя Орбисона «Pretty Woman». «Красотка» вышла на экраны США 23 марта 1990 года и, несмотря на довольно прохладный приём критиков, заработала в прокате 180 млн долларов, став второй по сборам картиной 1990 года, принеся Робертс вторую подряд номинацию на премию «Оскар», теперь уже как лучшей актрисе.
1990-е годы
После феноменального успеха «Красотки» у зрителей по всему миру (почти полмиллиарда долларов в мировом прокате) Джулия Робертс становится полноценной кинозвездой со всеми сопутствующими этому статусу обстоятельствами: «Красотка» и вышедшие следом «Коматозники» позволили Джулии повысить планку своего гонорара за следующий фильм «В постели с врагом» до одного миллиона долларов.
В начале 1990 годов Робертс выпускает несколько «серьёзных» фильмов подряд: «В постели с врагом» о женщине, которая сбегает от избивающего её мужа; «Умереть молодым» где её героиня влюбляется в смертельно больного мужчину; «Дело о пеликанах», триллер по роману Джона Гришема с участием Дензела Вашингтона; несколько особняком стоят фильм Стивена Спилберга «Капитан Крюк» и несколько чисто развлекательных картин. Все они в той или иной степени пользовались популярностью у публики, однако успеха «Красотки» повторить не удавалось.
Зрители вновь хотели видеть «красотку» Джулию в её коронном амплуа, с её фирменной улыбкой. Однако нестабильная личная жизнь Робертс, по признанию самой актрисы, не располагала к выбору «весёлых» сценариев. Робертс снимается в небольших ролях у легендарного Роберта Олтмена, в сверхмрачной драме «Мэри Рейлли» (первый финансовый провал Джулии) Стивена Фрирза, а также в эпизодической роли у Вуди Аллена в фильме «Все говорят я тебя люблю». На этом этапе Джулия исчезает из поля зрения публики, перестав на время сниматься в кино, а пресса тут же заявляет о закате её карьеры.