МИТХУН КАК ШАРИК МЯГКОЙ ГЛИНЫ» ----------
Когда я бывал в Бомбее, снимая фильмы, я видел, как Митхун борется, работает. Он снимался в эпизодических ролях как танцор, это было уже после съёмок фильма «Мригайя». Я помню, как он приезжал в отель, в котором останавливался я, и мы проводили вместе за разговорами всю ночь. Мы стали очень хорошими друзьями в то время. Тогда его положение было настолько плохим, что он обычно приезжал в гостиницу, чтобы позавтракать со мной. Но его признательность была настолько глубока, что всякий раз, когда он зарабатывал немного денег, он готовил рыбу с карри и приглашал всех. Я видел в нем самоотверженность - Митхун верил, что однажды он станет знаменитым.
Позже, когда я начинал снимать полнометражный фильм, он спросил меня: «Гаутам, разве вы не взяли бы меня в ваш фильм?», и я отвечал – «Когда придет время, я так и сделаю». И это время действительно пришло – был снят фильм “GUDIA”
Гоа. Съёмки на улице, и мы говорим о прошлом. Когда нам не хватало денег, мы ели вара пао (Vada paw пирожок с овощной начинкой), к нему мы добавляли немного жареного риса. И это было всё, что мы могли поесть. Вара пао была самая дешевая еда для рабочего класса Махараштра. Во время съёмок фильма “GUDIA” Митхун сказал мне, что сегодня он съест тот самый овощной пирожок Vada paw. Тогда он для всех купил таких пирожков и сказал: «Сегодня каждый попробует вара пао, это моё любимое лакомство, я рос с этой едой». Митхун из тех редких людей, кто помнит о прошлом.
Митхун - парень из Джурабагана (Jurabagan) и он всегда помнит об этом. Он легко работает с любым профессионалом, с любым режиссером, он без промедления справится с любой проблемой. Как актер он просто превосходен. Иногда я говорил ему: «Вы уже давно работайте в индийском кино, но, к сожалению, ни один режиссер не сумел правильно использовать ваш талант». Тот факт, что Митхун успешно снялся во многих фильмах коммерческого плана, и то, что у него огромный талант актера и некоммерческого кино - это несомненно. Мало кто может с ним сравниться. Митхун подобен шарику мягкой глины - он может создать любой образ и сыграть его так, как этого хотите вы. Но при этом Митхун всегда вкладывает в этот образ что-то своё, только тогда он может работать в полную силу. Вы должны знать одно правило: «Если вы действительно можете украсить эту землю своим звездным талантом, то только в том случае у вас будут деньги и слава», но это не всегда удается достичь на все 100%. Возможно, кое-какие навыки и развиваются, но со временем они понемногу и разрушаются под гнетом реальности. Митхуну удалось уцелеть, и не только в плане звездности, но и как человеку. Потому что если ты не мог состояться в этой жизни, как человек, тогда грош тебе цена, даже если ты профессионал своего дела. В один момент Митхун очень изменился, это произошло после того, когда он работал со Свами Вивекандом, («RAMAKRISHNA PARAMAHANSA»). Митхун, чтобы ни случилось в его жизни, будь это горе или счастье, всегда думает только о хорошем. Я думаю, именно поэтому люди любят его. Я видел, насколько люди уважают его, настолько, что даже мечтают быть похожими на него. Есть один неопровержимый факт – бенгальцы знают, как покорить Бомбей, по их мнению, в вас должна быть изюминка. Митхуну это удалось, этот бенгальский парень узнал секрет того, как самостоятельно сделать карьеру в Бомбее. Митхун смог утвердиться в мире кино, будучи обычным парнем из народа. Для этого он должен был много работать. Он должен был упрямо стоять на своем, и я знаю эту главу его жизни. Но молодежь сейчас думает иначе – даже если вы не имеете способностей и имиджа, но у вас есть деньги и связи, вы можете твердо стоять на ногах. А, глядя на Митхуна, они уверены в том, что каждый человек может добиться многого в жизни. И может, отчасти поэтому он так популярен в течение всех этих лет. Хотя есть и неудачные картины – провалы. Но в то же время Митхун много снимается и даже создал свой собственный рынок.
Я думаю, чтобы стать звездой как Митхун, любой молодой человек должен обладать такой же натурой, как у него. Люди должны внимательно следить за его работой и получать от этого вдохновение, оно поможет всем нам, и тогда даже те, кто беспомощны, увидят надежду на светлое будущее. Я думаю, что люди не будут равнодушны, они будут помогать друг другу и попытаются исправить ситуацию в стране. Разрушительно пугающая политическая обстановка, которая существуют сейчас, а чиновники совершенно безнравственны. Все разрушается. Я не хочу говорить, что все уже разрушено. Эта страна до сих пор добивается успеха только за счёт хороших людей. Я полагаю, что души людей все еще живы, и молодежь нынешнего поколения может присоединиться, чтобы сделать что-то полезное; тогда есть надежда, в которую я верю. В связи со всей этой неразберихой молодежь выплескивает свои недовольства. Но Митхун является для них ярким примером.
Гаутам Гхош
--------------- «БЕСКОРЫСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК» ----------------
Митхун был в Бомбее именно в тот момент, когда туда приехал музыкальный продюсер Баппи Лахири. Я тогда был ассистентом у Шакти Саманты и работал с Митхуном в фильме «Сон», (KHWAB), и мы с ним были очень хорошими друзьями. Я, Митхун, и ещё два моих друга, мы часто встречались и беседовали. Митхун любил беседовать – эта черта свойственна бенгальцам. В то время приехал известный режиссер из Калькутты в Бомбей, чтобы снимать здесь свой фильм «TROYE». Он никак не мог завершить работу над фильмом в бомбейском ритме. Тогда он попросил Митхуна найти режиссера из Бомбея, который бы ему помог. Митхун, не раздумывая, предложил ему меня в качестве помощника, и я завершил остальную часть фильма. Митхун стал тогда очень известным; «SURAKSHA», и многие другие фильмы были закончены. Тогда Митхун уже имел национальную премию. В то время он много работал, но всё ещё был беден.
Я был режиссером фильма «ZINDAGI» с продюсером Ракхи Гульзар. Я часто бывал дома у Митхуна и видел, как Митхун репетировал, так было каждую ночь после съёмок. Он говорил мне очень серьезно о том, что он готов бороться; что должен много работать, чтобы всё преодолеть. Все его достижения – это результат его кропотливого труда. Я очень горжусь им. Я был очень счастлив, когда Митхун получил три национальные премии подряд, тем самым он занял почетное место в индийском кино. Никто из актеров не имеет права играть в фильмах одинаково. Так же как и режиссер не имеет права ставить одинаковые фильмы. Фильм есть фильм, а режиссер должен экспериментировать, создавать что-то новое. Актеры имеют больше возможности это делать. Иногда они могут быть королем, иногда они могут быть министром или нищим. Иногда богатый человек, иногда сын бедняка. Митхун был каждым из этих героев, тем самым он приобрел большой опыт.
Я заметил специфическую проблему у бенгальцев в произношении хинди. Многие бенгальцы не могут говорить на хинди правильно. В киноиндустрии широко обсуждается эта проблема. Митхун достиг успеха в безупречном произношении языка хинди, это отражалось и во всем другом.
У Митхуна есть еще одно замечательное качество – он всегда думает о других людях, а не только о себе. Митхун – бескорыстный человек. К нему притягивает режиссеров, продюсеров и художников, и они снова и снова работают с ним. Если из 4 фильмов 2 становятся хитом – это нормально для бомбейского кинорынка. Для того чтобы постоянно получать предложения нужно иметь хорошие отношения, конфликты здесь не нужны.
Я видел, как Митхун помогал многим людям – будь это бенгальцы или люди, живущие в других районах Индии. Актеры любят его, потому что он очень беспокоится за них. Митхун дал работу Бенерджи в фильме «Посредник» Dalal. С его помощью Риту Парна также получила работу в Бомбее. В Бомбей приезжает много молодых людей в поиске работы, и здесь снова не обходится без помощи Митхуна. Он помогает любым организациям, которые занимаются социальной работой. Митхун всегда думает о других людях, и это – его гуманистический подход, и в этом его превосходство. Несколько лет назад я был в Бомбее и встретил там женщину, ее имя Нилима Пал, она – режиссер. С ней беседовали многие кинозвезды по поводу её сценария «Лал Гопал», но никто из них не заинтересовался этой историей. Тогда она подписала меня режиссером сценария «Лал Гопал» и спросила меня, кому я буду его показывать? Я ей ответил, что мог бы поговорить по этому поводу с Митхуном, поскольку знаю его, так как работал с ним в двух фильмах. Когда я показал Митхуну сценарий, он без промедления согласился. Он сказал: «Во-первых, она – бенгалка, женщина-режиссер, это её первый фильм, а во-вторых, это – бенгальская история». На тот момент она не имела достаточно денег, чтобы хорошо заплатить Митхуну. Она сказала ему: «У меня совсем нет денег, но всё же, сколько я должна заплатить Вам»? – Митхун ответил: «Сестра, если Вы будете готовить для меня рыбу с карри каждый день, я буду работать для вас». Работа началась. Митхун не любит говорить о деньгах. Позже, когда фильм «Я буду ждать» (HUM INTEZAR KARENGE) имел успех, и нам удалось найти дистрибьютора, Нилима Пал заплатила Митхуну немного денег. Тот случай ярко отложился в моей памяти, я буду помнить о нем всю жизнь.
Проват Рай
------------------- «ТРИУМФ» ---------------
Я познакомился с Митхуном, когда он уже окончил институт, меня познакомили с ним Амитабх и Джая Баччан, они вместе с семьёй были на съёмках фильма Дулала Гуха «DO ANJANE», это было в день рождения Амитабха, и он был здесь ГЛАВНЫЙ. Обычно я приходил, чтобы поговорить и послушать какую-нибудь историю, именно в этот момент Джая и познакомила меня с Митхуном. Амитабх сказал: «Этому парню сейчас очень трудно». Я видел, как Митхун танцевал для Баччана, и я был удивлен, что бенгалец из Калькутты так хорошо танцует! У него очень красивое телосложение и великолепно развитая фигура. Таким было мое первое впечатление о нем. Митхун сказал мне: «Я видел Ваш фильм, Вы очень популярны в Бенгалии». В то время он работал в фильме М. Сена «Мригайя». Насколько я помню, то я видел этот фильм в кинотеатре «Gurkey shodon» в Калькутте. В фильме MRIGAAYA было заметно, как развита фигура у Митхуна. Он очень хорошо играл роль. По-моему, хорошая игра актеров – во многом заслуга режиссера, потому, что когда актер работает с хорошим режиссером, его мастерство полнее раскрывается и словно озаряется светом. И это всё произошло ещё и потому, что всё было сделано в стиле М. Сена. Я встречался с Митхуном во время съёмок этого фильма, и мы говорили с ним об этом. В один момент я заметил в нем удивительную вещь - несмотря на работу в бомбейском коммерческом кино, он очень обходительный и добрый человек. Он проявляет уважение к каждому старшему по возрасту актеру и, конечно же, в этом нет никакого трюка или хитрости. Со мной он вёл себя очень искренно. После открытия отеля в Ути я встретил его в здании отеля, он подошел ко мне и сказал: «Приезжайте в Ути вместе с женой и будьте моими гостями» - я ответил: «Спасибо за приглашение, мы очень гордимся Вами».
Рассказывая сейчас о Митхуне, я вспоминаю один январский день 1980 года. Был благотворительный матч кинозвезд крикета в Калькутте, после наводнения в 1979 году. За благотворительность отвечал Утам Кумар (бенгальский актер), также присутствовали актеры из Бомбея и Мадраса - Амитабх и Санджит Кумар и многие другие актеры, руководитель команды был Дилип Кумар. Митхун тоже принимал участие в матче, но он был тогда еще очень молод. Когда я перевозил нескольких бомбейских актеров на служебном автобусе к месту игры, то видел, как они подшучивали над Митхуном, потешались над его именем «Митхун – Фитун и всячески оскорбляли его (очередное подтверждение особенностей индийского менталитета…… и того, насколько мало общего у Митхуна с основной массой индусов – примеч. мое). Митхун молча смотрел на все это. Насколько я знаю, Митхун – очень эмоциональный парень, но он старался не реагировать. После того, как мы вышли из автобуса, Митхун сказал мне: "Смотрите Субхенду-да, Вы видели, как они ведут себя со мной, я не хочу играть с ними в одной команде. Я - бенгалец из Бенгалии, и хочу играть в бенгальской команде", и я сказал ему: «Пожалуйста, не делайте этого, подумайте о себе брат, Вы – игрок в команде Дилипа Кумара, а он – значимая личность, он всегда старается сделать как лучше, и будет очень невежливо, если Вы выразите нежелание играть в его команде, это во-первых, а во-вторых, вам нужно остаться в Бомбее, раз Вы решили делать здесь карьеру. В один прекрасный день, когда Вы получите признание, все эти люди придут к вам чтобы выразить своё уважение». Такова жизнь.
Трудно представить себе спокойную жизнь в таком диком городе, как Бомбей, где никто не сделает для тебя что-нибудь просто так. Но Митхун смог там выжить, хотя это почти невозможно, там нет места для человеческих слабостей и отношений, там ни на миг нельзя расслабляться. Мир кино в Бомбее огромный, и работая в его ритме, ощущаешь сильный напор, и, в конце концов, ты понимаешь, насколько он безжалостен. Для любого индийца обосноваться в Бомбее и сделать здесь карьеру – очень важное и очень трудное дело. Но в Бомбее также очень трудно продолжить работу, это не случится по мановению волшебной палочки, нужно приложить немало усилий и в дальнейшем за вас всё скажет ваша популярность, если у вас она будет на тот момент.
Обычный человек не сможет достичь такого триумфа, у человека должен быть особенный характер и высочайшая сила воли. Он должен работать, не покладая рук даже после того, как стал знаменитым, а это очень пугает актеров. Чтобы работать в Бомбее, не достаточно быть знаменитым. Есть много актеров, которые после одного-двух фильмов становятся мега звездами, но через несколько лет они исчезают. А Митхун стал ИСКЛЮЧЕНИЕМ.
Другого такого человека как Митхун, больше нет. Он должен был бороться, чтобы достигнуть успеха, и он занял почетное место в Бомбее – это его ПОБЕДА!
Субхенду Чаттерджи
------------- «ДОБРОДУШНЫЙ БЕНГАЛЕЦ» ------------
Дом моего дяди был в Джурабагане там же, где раньше жил Митхун.
Я видел, как стройный худощавый парень слоняется по перекресткам Джурабагана. Я заметил в нем что-то особенное и спустя какое-то время я увидел его в фильме М. Сена MRIGAAYA. Я знал, что он окончил киноинститут в Пуне. Он искал работу в Бомбее, скрывая своё настоящее имя, потому что никто не давал работу бенгальцам. Он постепенно становится известным. Он приехал в Калькутту, чтобы сниматься в фильме UPOLOBDI, где мы и встретились с ним. Я спросил его: «Намерены ли Вы остаться в Бомбее?» Митхун сказал: «Дада, забудьте об этом, это уже не важно». После выхода «MRIGAAYA» мы были с ним на спектакле и в моем распоряжении были места в театре первого ряда. После того как мы посмотрели спектакль, Митхун сказал мне: «Когда я смогу так играть?», я ответил ему: «Вы сможете это сделать», я видел Вас в MRIGAAYA, и Вы были превосходны.
Особенность его характера – Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ И БЫТЬ В КУРСЕ ВСЕГО!
В Бомбе много бенгальских знаменитостей. Даже «зачинателем» звукового кино в Бомбее был бенгалец, история гласит - это был очень известный в Бомбее человек – Ашок Кумар (известный актер, брат певца Кишора Кумара, он умер несколько лет назад), но он до сих пор популярен. Также в Бомбей приехало множество актеров-бенгальцев: Продип Кумар, мой друг Утам Кумар, Бишванджит и актрисы: Шритилакха Бишвас, Апарна Сен, Шармила Тагор и т.д.
А Митхун просто потрясающий актер! В 1989г. я поехал в Бомбей на съёмки фильма с Джухи. В перерыве между съёмоками я пошел за сигаретами. Внезапно я увидел Митхуна, и он окликнул меня: «Старый друг, старый друг по соседству», я спросил его: «Что Вы здесь делаете?» - он позвал меня и, когда я подошел, то увидел с ним Амриша Пури. Митхун сказал Амришу: «Познакомьтесь, это самый популярный актер в Калькутте, он младший брат Утама Кумара», а потом он сказал: «Друг, Вы должны позавтракать с нами», и он действительно уговорил меня присоединяться к ним. В то время мы часто встречались в отеле. Вышел фильм “Agneepath”, я был поражен его профессионализмом в этом фильме, он гораздо лучше сыграл свою роль в «Агнипатхе», чем Амитабх, у Митхуна получилось всё просто замечательно. Когда Митхун приехал в Калькутту, я тоже был там, и не мог не выразить своего уважения к нему, я должен был поздравить его. Я пошел в отель «Гранд», чтобы встретиться с ним, и администратор позвонил в номер Митхуна и сказал ему: «Внизу стоит Ваш друг Тарун Кумар, он хочет встретиться с Вами и просит Вашего разрешения». Митхун сказал: «Разве ему нужно получить разрешение, чтобы встретиться со мной? Пожалуйста, пусть он поднимается». Я вошел в его комнату и поцеловал его в его лоб. Митхун спросил: «Что это значит?», и я рассказал ему о том, какое впечатление произвела на меня его игра в фильме «Агнипатх». Митхун спросил: «Друг, Вам действительно понравилось?», я ответил: «Вы были неподражаемы, Вы затмили Амитабха своей игрой, люди в восторге». На это Митхун сказал: «Друг, я нуждаюсь в вашем благословении, чтобы я смог удержать этот восторг до конца моих дней. И я сказал ему в ответ: «Я видел, с какой искренностью и любовью Вы это делаете, никто не сможет Вас остановить, ни один бенгалец не смог сделать такой карьеры в кино Бомбея как Вы». Он спросил: «Вы знакомы с моей женой?» Я сказал: «Позовите ее и спросите о чем-нибудь, посмотрим, узнает она меня или нет?» Митхун был удивлен: «Я Вас не понимаю, что Вы хотите сказать? Я лишь улыбнулся на его вопрос: «В моём фильме «Chutesa Mulakath» она играла вместе с молодым актером Виджаянти Малом. Йогита женщина с тонким вкусом». Войдя в комнату, Йогита подошла ко мне и спросила: «Как Вы, дядя?» Мне было очень приятно, что через столько лет Йогита все еще помнит меня. Митхун сказал ей на хинди: «Ты видишь, насколько бенгальцы отличаются от других? Они притягивают к себе людей, и при этом они остаются вам другом навсегда. Бенгальцы не бездушны - они настоящие. В Бомбее этого не бывает, такое может случиться только в Бенгалии. Каждый чувствует их доброту. Если меня нет рядом, я мысленно посылаю им мою любовь и желаю им добра. Я люблю бенгальцев, и это чувство заставляет меня возвращаться к ним снова и снова».
Не так давно сын моего родственника после окончания учебы (управление гостиниц) поехал в Ути в отель Митхуна в надежде получить там работу. Митхун дал ему работу и спросил о нас. Он всё устроил так, как будто мы имели отношение к его семье, хотя на самом деле ничего такого не было. Мне вспоминается один случай - Митхун тогда ещё не был знаменитым, он снимал квартиру на Чару Авеню в Калькутте. Мы с женой получили приглашение на свадьбу его сестры. Когда мы пошли на свадебную церемонию, то взяли с собой нашу дочь, ей был тогда 12 или 13 лет. Она очень хотела увидеть Митхуна. Я попросил Митхуна подойти к нашей машине, сказав ему: «Митхун-да, моя дочь сидит в автомобиле, и она хочет видеть Вас. Она не присутствовала с нами на церемонии, по той причине, что не была приглашена на свадьбу». Митхун быстро подошел к машине и сказал: «Какая глупость, ты – дочь моего друга, значит почти моя племянница» и, взяв девочку на руки, внес в дом. Не каждому понравится то, как он заботится о людях.
Митхун правильно поступил, когда решил начать свой бизнес. Утам-да любил говорить: «Работа над фильмом заключается в свете красок специй, пока пылают краски, каждый может их видеть, как только они погаснут - все закончится».
Митхун сделал себя сам и внес огромный вклад своей работой в социальную сферу. Кроме того, что он заботится о своих близких, он помогает ещё многим людям, а чтобы иметь возможность это делать, ему пришлось преодолеть много препятствий. Но несмотря ни на что Митхун не отступил назад, он до сих пор помогает людям, потому что он очень добрый человек.
Тарун Кумар
------- «ЕГО УСПЕХ Я ЧУВСТВУЮ СВОИМ СЕРДЦЕМ» ------
Митхуна я впервые увидел на съёмках фильма MRIGAAYA.. Амол Шанкар был ассистентом М. Сена. Я спросил у Амола, кто главный герой фильма? Амол-да сказал, разве вас не познакомили? На что я сказал: «Неужели этот юноша герой фильма?» После нашего знакомства он называет меня Гуру, говоря при этом: «Гуру, я видел ваши роли, я - ваш почитатель». Фактически, в то время я много играл с Утпалом-да в театре Джурабагана. А Митхун ведь жил там, поэтому-то он и видел мою игру в театре, и мне стало понятно, почему он меня так хорошо знает. После фильма «Мригайя» я встретил его на показе кадров из фильма «SAT SAMANDER PAR» в Бомбее. Оттуда мы поехали в Раджестан, чтобы продолжить съемки фильма. Однако по стечению обстоятельств съёмки фильма не были продолжены, и работа над фильмом зашла в тупик.
Иногда я встречал Митхуна в аэропорту. Тогда он стал уже весьма известным. Он приезжал в Калькутту, чтобы сниматься в фильмах на бенгали. И как только мы встретились, он обнял меня и сказал: «Гуру, позвольте мне сообщить Вам хорошую новость – я купил маленькую квартиру». Идя по дороге, он говорил, насколько счастлив, он действительно был счастливым в тот день, когда я вспоминаю об этом, то сам становлюсь счастливым….. Потом я снова встретился с ним на съемках фильма «ГОРНЫЙ ЦВЕТОК» (Pahari phul), и он сказал мне: «Шомбу-да, я чувствую себя очень неловко, когда работаю с актерами из Калькутты. Пожалуйста, простите меня и устройтесь здесь сами». На что я ему ответил: «О чем Вы говорите? Вы великолепны, что же Вас настораживает?». Вот такими были наши встречи с Митхуном. Наша следующая встреча произошла опять в Бомбее. Я приехал туда, чтобы снимать фильм на бенгали. Простите, но я хотел бы вернуться назад в своих воспоминаниях…….. Мой помощник сказал мне: «Шомду-да, Митхун искал Вас, он знает, что Вы в Бомбее и хочет встретиться с вами». Бомбей – это город кино, огромный город, 15-20 фильмов снимается одновременно. Митхун тоже работал в Бомбее, снимаясь во многих коммерческих фильмах. Закончив свои съёмки, я отправился на встречу с ним. К моему удивлению я с трудом смог его узнать; он принимал пост вместе с мусульманами, на нем была одежда мусульманина, они разделяли с ним трапезу из фруктов. Как только он увидел меня, сразу обнял и сказал: «Вы плохо выглядите» и дал мне фрукты, предложив мне присоединиться к ним.
Сегодня Митхун известный человек. Но мне кажется, что он - очень простой парень. У него нет дурных мыслей, подлых намерений. У него ясный ум, и эти три качества очень помогают ему в жизни. Если бы он занимался политикой тогда, то вряд ли бы остался таким, какой он есть. Он приехал в Бомбей с твердым намерением – «я буду стоять на своём», и он победил. Сказать вам правду - Митхун достиг очень много, и его успех я чувствую своим сердцем.
Шомбу Чаттерджи
--------------- «СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА» -----------------
Наша встреча произошла случайно. Я работала в театре «Бенджоу», исполняя роль Опаранджуто. Однажды туда пришел инспектор из полицейского отделения Боттхола и сказал: «Сестра, вы должны поехать со мной», я отказывалась, но он настаивал, сказав, что это займет не более 10 минут, а потом он привезет меня назад. Я неохотно согласилась, мы поехали. Мы приехали на место - это была сцена под открытым небом. Перед нами была толпа людей – все взволнованно кричали: «вот он, вот он». Мне стало ясно, что сейчас сюда приедет Митхун, с его появлением всегда такое случается. Минут через пять меня пригласили на сцену и когда я начала говорить, толпа снова взволновано взорвалась криками: «вот он, он здесь», меня уже никто не слышал.
Вдруг я увидела, что Митхун приближается к сцене. Я тихо стояла на сцене, пытаясь до конца сказать свои слова. Митхун стоял прямо передо мной, сложив руки в приветствии. Я оцепенела на мгновение, когда он приветствовал меня перед такой толпой людей. На сцене стояли два красных стула. Люди тянули к нему руки и просили сесть его на этот стул: «Митхун-да, пожалуйста, сядьте сюда». Митхун взял меня за руку и сказал: «Пожалуйста, сядьте и Вы». Я села рядом с ним и сказала: «Я гожусь Вами, Вы родом из Калькутты, и я была удивлена, увидев ликование этих людей за несколько минут до вашего появления здесь. Люди безумно хотят встречи с Вами». Мне очень приятно вспоминать об этом.
Это была моя первая встреча с Митхуном. Я работала с ним лишь в одном фильме. Возможно, он видел мои фильмы. Я же видела много его фильмов по ТВ в Калькутте, и очень люблю их. Этот бенгалец из Калькутты достиг огромной славы и стал известным во всей Индии - это невообразимо! Его уважение ко мне я тоже никогда не забуду.
Лили
--------- «ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ МИТХУНА»? ---------
Это был мой первый день, когда я начала работу в фильме MRIGAAYA. Мой брат Ананд Шанкар сказал мне: «Мринал-да привез героя на главную роль из Бомбея, его имя Митхун». Я видела несколько его фотоснимков, на них он был с длинными волосами, одетый в узкие брюки и яркую тенниску, он отличался от других. Но я не видела в нем никакого сходства с жителем племенем Санталов. Я тоже не была похожа на санталов, но Мринал-да выбрал именно нас, и я не могла ничего возразить Мриналу Сену. Через несколько дней Митхун приехал в Калькутту, где нас познакомили. Тогда я танцевала в группе мой мамы. Я помню, как Митхун пришел на наш концерт. В тот вечер он был одет в красный свитер, белые брюки и белые ботинки, но позже я узнала, что у него не было денег, чтобы купить эту одежду, Он рекламировал одежду, поэтому-то у него и была кое-какая выходная одежда. Иногда за небольшие деньги он продавал что-то, а что-то оставлял для себя.
Нам предстояла ночная съёмка на улице. Мринал-да попросил гримера сделать из Митхуна Генуа. Ему подстригли волосы и надели дхотти; когда он стоял, держа в руках палку, то был очень похож на Генуа, в нем уже было трудно узнать Митхуна. Потом начались проблемы у меня, как сделать из меня жителя племени Сантал.
Зима 28 декабря. Из одежды на Митхуне только дхотти из тонкой ткани. На мне же была гамча (gamcha) и лунги (lungi) - ткань, намотанная вокруг талии. Вы не можете вообразить того, что было с нами той холодной зимой. Между съёмками мы выходили на солнце, чтобы согреться, это помогало, но совсем немного. Ночью мы обычно танцевали вокруг костра, чтобы совсем не замерзнуть, в этот момент мы были похожи на санталов. Я очень счастлива, что моя первая роль была такой сладкой и красивой, в ней я приобрела большой опыт. Фактически я не знала тогда ничего о работе в кино, а у Митхуна были знания и навыки, он окончил киноинститут в Пуне и снялся в нескольких экспериментальных фильмах в институте.
Я видела, каким серьезным он был во время съемок. Я помню эпизод в MRIGAAYA: мне нужно было смеяться, но из-за боли в желудке я никак не могла сконцентрироваться, чтобы это сделать. Митхун рассердился на меня и сказал: «Почему когда что-то случается плохое, то это случается именно с Вами и когда Вам нужно работать, почему Вы думаете об этом? Вы должны сосредоточиться только на работе». С тех пор я заметила, что когда предстояла серьезная сцена, Митхун ничего не ел с утра, меня это удивляло. А сейчас я знаю - если вам предстоит какая-либо эмоциональная сцена, и если вы перед этим примете пищу, тогда вы не сможете хорошо её сыграть, когда же вы голодны, то можете лучше выражать свои эмоции. На съемках «Мригайи» я видела его сосредоточенность. Когда Митхун пошел в дом англичанина, и тот показывал ему фотографии, на кого он охотился и портрет его жены - она едет на лошади, потом картинку с тигром. Митхун казался ошеломленным. Тогда я сказала ему: «Митхун, Вы были наивны и много говорили». Он серьезно относился к работе и часто в свободное от съёмок время стоял перед зеркалом, отрабатывая мимику. После съёмки мы обычно спрашивали друг друга, как всё прошло? Если было всё хорошо, тогда говорили – всё отлично, а если нет, то что и где не так.
Ещё одна сцена из «Мригайи». Сцена суда. Митхун спросил Мринала: «Что Вы хотите от меня на самом деле?». Мринал-да сказал: «Вам приходилось когда-нибудь видеть в зоопарке голодного тигра?» и Митхуну стало ясно, что от него требовалось. Поэтому Митхун в том эпизоде напоминал тигра. Та высочайшая степень взаимопонимания между ними; желание режиссера заключалась в том, что именно он хочет запечатлеть на пленку, и актер, который безупречно может сыграть именно это, другими словами вы должны суметь это понять и затем передать на экран. Они оба прекрасно поняли друг друга, поэтому это была восхитительная сцена. Много лет спустя, я увидела по ТВ фильм Гаутама Гхоша «GUDIA», там мне понравились некоторые короткие фразы Митхуна в маленьких сценах, а многие его движения были просто восхитительны! Несмотря на то, что я больше не снималась с Митхуном, потому что не было ещё какого-либо фильма, где мы бы могли работать вместе, я часто вижу его на экране. Для меня он остался прежним Митхуном, каким я впервые увидела его 28 декабря 1976г. Я помню нашу поездку в Чандигарх, там жил мой друг, он уговорил нас поехать к месту статуи Пуджи. Я внезапно заметила, что у Митхуна пропало настроение. Обычно он много говорил, шутил и смеялся. Тогда Митхун ещё не был известным актером, на нем была обычная одежда – красная тенниска и синие брюки. Там, на театральных подмостках было много маленьких детей, и они дразнили его, выкрикивая: «А Амитабх Баччан лучше!» (обезьяны, как и их родители – примеч. мое). Это было неприятно, и мне и ему стало грустно. Тогда я сказала ему: «Придет день, когда все скажут: «Митхун Чакраборти лучше!». Всё так и случилось – МИТХУН СТАЛ ЗНАМЕНИТЫМ АКТЕРОМ, но его характер остался прежним. Конечно, иногда Митхун был пессимистом и в эти моменты он обычно говорил: «Получится ли у меня что-нибудь вообще?», на это я ему отвечала: «Всё будет хорошо», но он говорил: «Мне никогда не везло».
Несколько дней назад я присутствовала на одной церемонии с Митхуном и напомнила ему тот день; сказав ему: «Посмотрите, как много сегодня людей пришли сюда, чтобы встретиться с Вами, и меня это очень радует». Я не могла поверить, что после фильма MRIGAAYA прошло так много времени.
Одно из основных человеческих качеств Митхуна – это его честность. И за это редкое качество я его очень люблю. И еще - он не тщеславен и очень ответственный человек. Всё это на меня повлияло очень сильно. Я люблю людей, у которых есть сила воли, с ней они в состоянии преодолеть любые удары судьбы. Митхун очень сильный и правдивый человек. Я считаю, что всё зависит от того, какой ты человек. «Кто мы? мы актеры, мы играем свои роли и если мы это делаем хорошо, то это прекрасно». Я уверена, что Митхун очень талантливый актер и не пропустит свой успех. Будут ли у него фильмы-провалы? Мы видим, как многие актеры приходят и уходят, о них почти никто не помнит. Если человек не добропорядочен, тогда он не заслуживает того, чтобы люди о нем помнили долгое время. Пока они видят актера на экране – они помнят его, а потом забудут его навсегда. Есть и такие актеры, у которых уже с первого фильма появляется много поклонников, Митхун сумел добиться именно этого. Он сыграл очень много самых разных ролей. Сначала он состоялся как человек, очень хороший человек, а уже потом как актер, и из него получился потрясающий актер. И обе эти составляющие и создали в дальнейшем такое прекрасное мнение о нем.
Мамта Шанкар
---------------- «МИТХУНА ЛЮБЯТ ВСЕ» -----------------
Я уважаю Митхуна, и он отвечает мне тем же. Если он заботится обо мне – Анджане Чоутхури из Калькутты, он остается самим собой. Когда мы прилетели в Бомбей, Митхун послал машину, чтобы забрать меня, мою жену и дочь из аэропорта. Когда мы уезжали из Бомбея, он проводил нас до лифта, совершил пранам, и мы попрощались.
Почти всегда после того, как человек достигает успеха, он резко меняется, пренебрегая другими людьми. Поведение Митхуна является просто фантастическим в том смысле, что он никогда никем не пренебрегает. Однажды, когда я был в отеле с друзьями, нас было 10-12 человек. Когда мы сели в холле, Митхун окликнул меня: «Уважаемый, я приглашаю вас на ужин». Я ответил, что не один, со мной мои друзья. Он сказал, что приглашает всех. И тогда мы поехали к нему домой, и его жена готовила до 2 часов ночи. А потом за едой мы беседовали. Вот такой был случай. А потом оказалось, что мы с Митхун летели одним рейсом. Я сказал стюардессе, чтобы он сообщила Митхуну о том, что я лечу с ним в одном самолете. После посадки самолета я увидел, что Митхун стоял и ждал меня. Он сказал: «Уважаемый, я не мог поговорить с Вами в самолете, так что я решил встретить Вас здесь. Позвольте мне хотя бы вызвать для Вас лифт». Вот такой он – Митхун. Я не встречал в Бомбее звезду, похожую на Митхуна и думаю, что такого как он, больше нет.
Анджан Чоутхури (актер и певец)
--------------- «УНИКАЛЬНЫЙ АКТЕР» --------------
Я видел его первый фильм “Mrigayaa” (Королевская охота). Это потрясающий фильм, и Митхун очень профессионально исполнил свою роль. Я думаю – это одна из его лучших ролей. Хотя после «Королевской охоты» он снялся во многих других фильмах, и они принесли ему большую известность. Сказать по правде, я видел немного фильмов Митхуна коммерческого плана. Но я видел его фильм “Agneepath” (Огненный путь) – Митхун как всегда неотразим! И это мне очень приятно! Ещё мне очень нравится его фильм «Боксер». Митхун очень талантлив и знает, как нужно работать в фильмах, чтобы они имели успех. Но не каждый актер сможет работать именно в таком стиле. Митхун сохранил свою культуру, он образован, у него есть вкус. Митхун легко может перевоплощаться и знает, как правильно вжиться в роль. Это очень трудно, но он в этом преуспел. Он знает все, что касается специфики работы в индийском кино: будь то моменты драк, сцены любви или исполнение танца; как истинный актер он может свободно перевоплощаться из образа в образ, чтобы работать в любом фильме. Митхун может играть самые разные роли. В этом актере одновременно психологически уживаются разные человеческие натуры. И это то, чему стоит у него учиться – Митхун может работать и в игровом и неигровом жанре, например, в фильмах «MRIGAYAA» и «TAHADER KATHA». Когда он получил эти знания и опыт, он очень изменился. Я был удивлен, когда увидел его фильмы «RAMAKRISHNA PARAMAHANSA» и «TAHADER KATHA». Я встретился с ним, когда он был занят общественной работой, и он рассказал мне, что стал вегетарианцем для того, чтобы работать в фильме «RAMAKRISHNA PARAMAHANSA» – нужно полное перевоплощение в образ. Как я должен вести себя в той или иной ситуации, каким образом должны происходить моменты борьбы, как и что я должен делать? - нужно быть готовым к такому перевоплощению - это очень нелегко, не каждый может сделать это, если даже попытается. В некоторых сценах есть моменты равнодушия. Без остатка уходить в образ и оставаться в нем долгое время может только Митхун. Митхун не может работать поверхностно, для него важна суть. Есть такой распространенный тип людей, которые, придя в кино, остаются незамеченными, не имеют такого почета и уважения. Митхун – исключение из правил, он смог доказать это работой.
Ранджит Малик